dunaev_es (dunaev_es) wrote,
dunaev_es
dunaev_es

Советская Гвардия заставила кадастровую палату снизить стоимость земли в семь раз.

Общество с ограниченной ответственностью «Советская  Гвардия»   обратилось  в суд с иском  к Федеральному  государственному  бюджетному  учреждению  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  по Астраханской области о внесении  изменений  в государственный кадастр недвижимости  сведений о кадастровой   стоимости  и удельном показателе  земельного участка. Истец просил обязать  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области»  заменить в  государственном  кадастре недвижимости сведения  о кадастровой стоимости земельного участка  площадью 7251 кв.м.  с кадастровым номером 30:12:040004:22 для эксплуатации зданий  и сооружений  производственной базы, расположенной  по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Советской  Гвардии, 52 с 9373222 руб. 68 коп. на рыночную  стоимость  земельного участка  в размере 839085руб.68 коп., а также  удельном   показателе кадастровой стоимости  земельного участка с 1292 руб. 68 коп.  за один квадратный метр на 115 руб. 72 коп. 

           В  процессе рассмотрения  спора, истец учитывая выводы судебной экспертизы об определении  рыночной  стоимости земельного участка по состоянию на  01.01.2013 г. и в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменил исковые требования: просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала  ФГБУ «ФПК Росреестра» по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:040004:22 площадью 7251 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, Трусовский район, ул.Советской Гвардии,52 в сумме 15066345руб.33коп. - на рыночную стоимость земельного участка в сумме 2219000руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе  кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:040004:22  в сумме 2077руб.83коп. за квадратный метр - на удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 306 руб. 03 коп.  за квадратный метр.

Выслушав доводы истца, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании договора  о передаче прав и обязанностей  от 01.12.2011 г. по договору о предоставлении  земельных  участков  в пользование  на условиях  аренды № 1342 от 02.09.2013 г.,  заключенного между  Администрацией г. Астрахани (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «ЭЛКО» (арендатор),  Обществу с ограниченной ответственностью  «Советская Гвардия» перешли права   арендатора           земельного участка площадью  7 251  кв.м. с кадастровым номером 30:12:040004:22, находящегося  по адресу: г.Астрахань, Трусовский район, ул. Советской Гвардии, 52 для  эксплуатации зданий  и сооружений   производственной базы. Срок  договора аренды определен с  28.10.2012 г. по 27.10.2027 г.

В материалы дела представлены  свидетельства  о государственной регистрации права собственности на  объекты  производственной базы, расположенные по вышеуказанному адресу.

В соответствии  с Постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области" с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Астраханской области  от 31.12.2008 г. № 708-П,  утверждены  результаты общей  кадастровой оценки земель проведенной на дату 01.01.2007 г.

Постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2013 N 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе  земель  населенных  пунктов, расположенных  на территории Астраханской области» утверждена новая  кадастровая стоимость  указанных земельных  участков на территории   Астраханской области на дату 01.01.2013 г.

В государственный  кадастр недвижимости внесены сведения о  кадастровой   стоимости земельного участка кадастровый номер 30:12:040004:22,   площадью 7251 кв.м. – в размере 15066345, 33 руб., удельный показатель  кадастровой стоимости – 2077,83 руб.

Истец,  полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определенная, с учетом внесенных изменений,   в размере 15066345, 33 руб.,   не соответствует его рыночной стоимости, нарушает права арендатора, как плательщика арендной платы, величина которой  поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка,  обратился  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит  заявленные  требования подлежащими   удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Согласно статьям 1, 65 Земельного  кодекса  РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Таким образом, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом,  в соответствии с пунктом 13 Административного регламента разъяснение результатов государственной кадастровой оценки, как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Полномочиями  органа кадастрового  учета  в  отношении земель в  г. Астрахани  на  основании Приказа Федеральной  службы государственной  регистрации, кадастра и картографии  от 11.03.2010 года № П/93 наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата по  Астраханской  области.

В настоящее время полномочия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости переданы его правопреемнику – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра".

Правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Истец, считая указанную кадастровую стоимость земельного участка значительно завышенной, в целях определения рыночной стоимости земельного участка обратился в оценочную организацию –  Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания  «ЛАЙТ-Инвест» и представил отчет  № 06.0014Э2-2013 от 16.12.2013 г.  с датой оценки по состоянию на  01.01.2007 г., последствии представил отчет № 06.0001Э25-2014 от 19.02.2014 г.

В процессе рассмотрения спора,  в связи с  утверждением новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе  земель  населенных  пунктов по состоянию на 01.01.2013 г., по ходатайству  истца была назначена  судебная экспертиза, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью Поволжский  центр Независимой  экспертизы   имущества «ПРАЙС».

В соответствии с отчетом   Общества с ограниченной ответственностью Поволжский  центр Независимой  экспертизы   имущества «ПРАЙС» № РИ-52/14/1976 от 22.05.2014 г.,   рыночная  стоимость земельного участка с кадастровым номером  30:12:040004:22, площадью  7251 кв.м.,  расположенного  по адресу: г.Астрахань, Трусовский  район, ул. Советской Гвардии, 52, определена  по состоянию на 01.01.2013 г.  – дату  последней  государственной оценки  земель населенных пунктов, в сумме 2219000 руб., удельный показатель рыночной стоимости  - 306 руб. 03 коп.  за квадратный метр.

Заключения  эксперта, представленные истцом, являются  доказательствами  по  данному  делу и  подлежат  оценке   в   совокупности  с  другими  доказательствами,  в  порядке   статьи  71 Арбитражного  процессуального  кодекса РФ. 

По результатам судебный экспертизы, истец в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса РФ,    уточнил исковые требования  исходя  из  рыночной    оценки земельного участка определенной  в  отчете  Общества с ограниченной ответственностью Поволжский  центр Независимой  экспертизы   имущества «ПРАЙС» № РИ-52/14/1976 от 22.05.2014 г. 

Отчет №РИ-52/14/1976 от 22.05.2014 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком    Общества с ограниченной ответственностью Поволжский  центр Независимой  экспертизы   имущества «ПРАЙС» составлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственными стандартами оценки: Федеральным  стандартом  оценки  «Общие понятия оценки, подходы и требования  к проведению оценки», утвержденным  приказом Минэкономразвития  РФ от 20.07.2007 г.  № 256;  Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости», утвержденным  приказом Минэкономразвития  РФ от 20.07.2007 г.  № 255; Федеральным стандартом оценки № 3 «Требования  к отчету  об оценке», утвержденным приказом Минэкономразвития  РФ от 20.07.2007 г.  № 254. 

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Результаты по оценке объекта ни ответчиком, ни заинтересованными лицами, привлеченными для участия в деле, не оспорены. Ходатайств о назначении судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлялось.

В соответствии со статьей 70 ч.3.1 обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование  своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, определенной  в Постановлении Президиума ВАС РФ №913/11 от 28.06.2011г., права землевладельца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства и  предъявляется  к органу кадастрового учета.

Установление  рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, а так же нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость земельного участка в расчете на единицу его площади).

На основании изложенного, требования истца являются обоснованными, доказанными документально и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования  Общества с ограниченной ответственностью «Советская Гвардия» удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала  ФГБУ «ФПК Росреестра» по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:040004:22 площадью 7251 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, Трусовский район, ул.Советской Гвардии,52 в сумме 15066345руб.33коп. - на рыночную стоимость земельного участка в сумме 2219000руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе  кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:040004:22  в сумме 2077руб.83коп.. за квадратный метр - на удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 306руб.03коп  за квадратный метр  .

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments