Как следует из материалов дела, 10.10.2011г в г. Астрахань, на пл. Торговая/ул. Водников, 8 вследствие падения дерева, был причинен ущерб автомобилю «Хундай Гетц» г.р.н. Т454КМ30, принадлежащему Тихонову В.В.
На момент ДТП автомобиль «Хундай Гетц» г.р.н. Т454КМ30 был застрахован в ОСАО «Ингосстрах» по добровольному договору страхования «КАСКО».
ОСАО "Ингосстрах" выплатило по данному страховому случаю страховое возмещение, путем перечисления денежных средств в сумме 110 299 руб. (платежное поручение № 29527 от 25.01.2012г.) на счет станции технического обслуживания ООО «Акцент Авто», производившей ремонт ТС.
В соответствии с требованиями ст. 965 ГК РФ к ОСАО «Ингосстрах», как к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом,
для наступления ответственности, предусмотренной статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо доказать: факт наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, а также размер убытков. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Отсутствие хотя бы одного элемента влечет порочность правовой конструкции.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно подпункту 11 части 1 статьи 16 указанного Закона организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В пунктах 66 и 67 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества. На основании подп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с п. 3.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 67 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В материалы дела представлена справка о ДТП от 10.10.2011 г.. определение об отказе в возбуждении административного дела от 10.10.2011 г., извещение о страховом случае свидетельствующие, о том, что страховой случай произошел по адресу: г. Астрахань, пл. Торговая, ул. Водников, д. 8.
В ходе рассмотрении настоящего дела, по истечении 3-х лет с момента наступления страхового случая, истец указал, что дерево, упавшее на автомобиль, находилось на противоположной стороне от указанного адреса - ул. Водников, д.10
Установить реальность данного факта, провести экспертизу и установить границы земельного участка, на котором произрастало упавшее дерево, не представляется возможным.
Земельный участок под многоквартирным жилым домом N 10 по ул. Водников г. Астрахани сформирован и проведен его государственный кадастровый учет на дату страхового случая
В силу подпункта "а" пункта 16 статьи 2 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управление многоквартирным жилым домом N 10 по ул. Водников г. Астрахани в спорный период осуществляло ООО «Остров» ИНН 301311556 на основании договора на управление.
Действующее нормативное регулирование вводит обязанность по содержанию и сохранению зеленных насаждений в зависимости от наличия прав на земельный участок, при этом, по остаточному принципу, в сферу обязанностей администрации города и управления по благоустройству входят забота о тех насаждениях, которые расположены на земельных участках, в отношении которых отсутствуют вещные права у иных субъектов. При этом нормативно- правовые акты связывают обязанность по содержанию зеленых насаждении и уходу за ними не только с наличием права собственности на тот или иной участок, но и с наличием права пользования и владения таким участком.
Управляющая организация, как лицо, которое обязано осуществлять свою деятельность по обслуживанию имущественного комплекса - "многоквартирный дом", со всеми относящимися к нему составными частями, на основании договора с собственниками, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества (ст. 161 ЖК РФ) - должна выполнять обязательные решения органов местного самоуправления, в том числе и по вопросам благоустройства.
В своей совокупности с планом границ земельного участка указанные доказательства свидетельствуют о падении дерева на автомобиль в зоне ответственности управляющей компании.
Для определения степени аварийности деревьев, расположенных на придомовых территориях, а также спила таких деревьев, управляющая компания вправе заключать договоры на соответствующие виды работ со специализированными организациями.
Согласно п. З, п. п. 3.1.4 Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в г. Астрахани, утвержденных решением Горсовета г. Астрахани от 01.07.2003 N 51 собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с зелеными насаждениями обязаны: обеспечить сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями, дорожками и содержать их в соответствии с настоящими Правилами; обеспечить в течение всего года проведение необходимых мер по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений, лечение ран и дупел на деревьях; проводить уборку сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих и поломанных веток не позднее чем через две недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке.
Из материалов дела не усматривается, что собственники жилого дома, управляющая компания ООО "Остров" обращались в администрацию района, в управление благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани по вопросу спила и обрезки деревьев на дворовой территории, поскольку самостоятельно произвести данные работы были не вправе.
Таким образом, ООО «Остров» ИНН 301311556 является лицом, обязанным обеспечивать в момент происшествия надлежащее содержание общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, включая содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в общее имущество дома.
Следовательно, требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Прекратить производство по делу в части требований к Муниципальному Бюджетному Учреждению "Зеленый город", Администрации Трусовского района города Астрахани ; Товариществу собственников жилья «Моряк-2», Администрации Трусовского района города Астрахани, Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани.
В части требований к Администрации города «Астрахани», Муниципальному образованию «Город Астрахань» в лице Администрации г. Астрахани отказать.
Journal information