В области уже отменены дотации по детским садикам. Плата у родителей выросла в полтора раза. Резко сокращен размер субсидий по ЖКХ для малоимущих. Отменена материальная помощь семьям, у которых уровень доходов ниже прожиточного минимума. Нет набора в ряде уже городских школ, не только сельских, в 10 классы. Школы переводятся в категории девятилетних. Сокращены заработные платы в бюджетном секторе. Работники скорой помощи, учителя получают сейчас в два раза меньше. Регион грохнулся в абсолютную яму.
По оценкам самого же областного правительства, к концу следующего года образуется пятимесячный долг по заработной плате. Январская зарплата будет в феврале, февральская в апреле, мартовская в июле, июльская в декабре.
Необходимо финансовое оздоровление. Надо осуществить дефолт. Региону нужно объявить себя банкротом. Отказаться платить по так называемым долгам федеральному Минфину, банкам. Такой шаг должен смотивировать федеральное правительство на изменение законодательства.
Дело в том, что в 2013 году были выведены из регионального бюджета Астраханской области налоги от добычи нефти. А в 2014 году корпорация «Лукойл» получила 100% льготу по налогу на имущество. Позже были распоряжения от Дмитрия Медведева и от президента Владимира Путина о том, что закон надо поменять, чтобы помочь региону. Но как только законопроект доходил до согласования с Минфином, то ведомство писало отрицательное заключение. И так ничего и не изменилось.
Если регион объявит себя банкротом, то у Минфина будет два варианта. Первый укладывается в рамки стандартной процедуры. Если регион банкрот, то Минфин направит туда внешнего управляющего. А само министерство возьмет на себя политическую ответственность за ликвидацию льгот, закрытие школ и больниц. Но я не думаю, что они пойдут на такой риск. Вариант второй, по которому сейчас все движется. Это крушение бюджета еще на восемь миллиардов рублей, которой приведет к ужасающей социальной катастрофе. В целом в стране ситуация нехорошая. Но Астраханская область – первопроходец. Из этого плохого будущего всей стране мы передаем привет и рассказываем, как там выживать.
Областная власть боязливо относится к конфликту с Минфином. Ссориться с ними никто не хочет. При таком раскладе наши пенсионеры потеряют по 11 тысяч рублей в год. А это каждая третья семья в Астрахани. Будут закрываться школы, больницы. Еще сокращаться зарплаты. Но зато областные начальники будут на хорошем счету у Минфина. Или же наши власти все же проявят политическое мужество, и дадут людям шанс выжить в непростой экономической ситуации, - поведал корреспонденту "Новых известий" О.В. Шеин.