dunaev_es (dunaev_es) wrote,
dunaev_es
dunaev_es

Category:

Филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области ошибся в стоимости земли на 80 000 000 рублей!

Открытое акционерное общество «Первомайский судоремонтный завод»  обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии»  по Астраханской области в лице  филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области об изменении внесенных в государственной кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 в сумме 104.343.977 руб. 70 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 21.406.000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 в сумме 1.293 руб. 90 коп. за квадратный метр на 265 руб. 44 коп.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Астраханской области, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Администрация города Астрахани.
Ответчик иск не признал по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (с изменениями и дополнениями), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и(или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. N 138 утверждены Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с указанными рекомендациями определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (далее - земельных участков) осуществляется в следующем порядке:
-   определение перечня земельных участков;
-   кластеризация земельных участков;
-  определение эталонного земельного участка для каждого из кластеров земельных участков;
-   определение рыночной стоимости эталонных земельных участков;
-   определение кадастровой стоимости земельных участков.
Определение для каждого из кластеров земельных участков земельного участка, обладающего в разрезе факторов кластеризации наиболее вероятными характеристиками по отношению к земельным участкам, входящим в кластер (эталонного земельного участка). При этом под наиболее вероятными характеристиками понимаются средние или наиболее часто встречающиеся ("обычные") характеристики земельного участка.
Эталонный земельный участок может быть как реально существующим в кластере, так и гипотетическим.
Определение рыночной стоимости эталонных земельных участков для кластеров земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р. Определение кадастровой стоимости земельных участков для каждого кластера осуществляется путем корректировки рыночной стоимости эталонного земельного участка соответствующего кластера по аналогии с пунктом 1 главы IV Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка должны быть изучены и применены сведения о рыночной стоимости аналогичных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Истцу, должна была быть определена в соответствии с указанным Постановлением.
          Размер кадастровой стоимости земельного участка, с которым не согласен Истец, определен Постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2012 года № 25-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области», в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 16.06.2009 года № 286-П «О внесении изменении в Постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2012 года № 25-П».
          Данное постановление не отменено, и не признано недействительным.
Учреждение  не участвовало в проведении процедуры кадастровой оценки земельных участков и не является лицом, имеющим полномочия и возможность проверки и корректировки сведений об утвержденной кадастровой оценке земельных участков.
 Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания,  в суд не явились.
          Правительство Астраханской области ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
          В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Суд,  изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Первомайский судоремонтный завод» является собственником земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 площадью 80.643 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная Тимирязева, что следует из свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2012г.  30-АА № 733939.
Постановлением  Правительства Астраханской области от 31.01.2008г. № 25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области» с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Астраханской области от 16.06.2009г. № 286-П,  утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 в размере 104.343.977 руб. 70 коп., удельный показатель кадастровой стоимости – 1.293,9 руб./кв.м.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости (выписка из государственного кадастра недвижимости от 22.11.2011г. № 3015/215/2011-24464).
Считая кадастровую стоимость земельного участка, определенную в размере 104.343.977 руб. 70 коп. не соответствующей его рыночной стоимости, нарушающей его права как налогоплательщика на уплату экономически обоснованных налогов и снижающей коммерческую привлекательность земельного участка, истец обратился в оценочную организацию - ООО «Агентство «Партнер-Эксперт».
Согласно отчету об оценке от 21.09.2012г. № 2-0238/01-12, выполненному ООО «Агентство «Партнер-Эксперт», рыночная стоимость  земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 общей площадью 80.643 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная Тимирязева, по состоянию на 12.09.2012г. составила 21.406.000 руб.
Суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению  по  следующим  основаниям.
Согласно статьям 1, 65 Земельного  кодекса  РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 3  статьи  391 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики – организации, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного  кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту  1 статьи 66 Земельного Кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 (ред. от 30.06.2010 г.) утверждены   Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 4, 5 Правил,  государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Приказом  Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 (ред. от 11.01.2011) утверждены  Методические  указания  по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. № 215.
В соответствии с пунктом 2 Административного Регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Функции  Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы  Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии как правопреемнику в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847.
Таким образом,  в соответствии с пунктом 13 Административного регламента разъяснение результатов государственной кадастровой оценки как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Полномочиями  органа кадастрового  учета  в  отношении земель в  г. Астрахани  на  основании Приказа Федеральной  службы государственной  регистрации, кадастра и картографии  от 11.03.2010 года № П/93 наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата по  Астраханской  области.
В настоящее время полномочия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости переданы его правопреемнику – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Астраханской области.
Правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.
В материалы дела представлен отчет от 21.09.2012г. № 2-0238/01-12 по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная Тимирязева, выполненный ООО «Агентство «Партнер-Эксперт», по состоянию на 12.09.2012г.
Отчет об оценке от 21.09.2012г. № 2-0238/01-12 лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010г. № 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
          Как было установлено выше, согласно отчету об оценке от 21.09.2012г. № 2-0238/01-12 рыночная стоимость земельного участка  , выполненному ООО «Агентство «Партнер-Эксперт» рыночная стоимость  земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 общей площадью 80.643 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, ул. Набережная Тимирязева, по состоянию на 12.09.2012г. составила 21.406.000 руб.
Согласно правовой позиции, определенной  в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011г., права землевладельца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
          Частью 1 статьи 174  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения, помимо прочего, указывает срок совершения этих действий.
Определяя срок, в течение которого обязанное лицо должно совершить действия, возлагаемые на него судом, суд исходит из разумного характера таких сроков, учитывая характер подлежащих исполнению действий и фактических (в том числе физических) возможностей обязанного лица по их выполнению.
В данном случае, по мнению суда, срок 10 дней после вступления решения по настоящему делу в законную силу будет являться разумным и достаточным для внесения Федеральным государственным бюджетным учреждением  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии»  в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 167-170, 174, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение  «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 в сумме 104.343.977 руб. 70 коп. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 21.406.000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:020691:40 в сумме 1.293 руб. 90 коп. за квадратный метр на 265 руб. 44 коп. в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments