dunaev_es (dunaev_es) wrote,
dunaev_es
dunaev_es

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД отказал Астраханскому мэру.

в Арбитражный суд Астраханской области обратился Мэр города Астрахани с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) по делу № 26-К-04-12 от 28.08.2012 о нарушении антимонопольного законодательства о признании Мэра г. Астрахани нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части издания муниципального акта - постановления от 25.04.2011 № 3096-м «О лимитах водопотребления и водоотведения абонентам МУП г. Астрахани «Астрводоканал» и предписания по делу № 26-К-04-12 от 28.08.2012.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2013 года в удовлетворении заявления Мэру города Астрахани отказано.

Мэр города Астрахани не согласился с принятым решением и обратился с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отметить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

УФАС по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что постановление мэра города Астрахани от 25.04.2011 № 3096-м «О лимитах водопотребления и водоотведения абонентам МУП г. Астрахани «Астрводоканал» на 2011, 2012 годы» с целью установления технически обоснованного лимита водопотребления и водоотведения, содержит положения о возложении на абонентов обязанности по представлению в МУП г. Астрахани «Астрводоканал», архитектурной съёмки для определения границ балансовой принадлежности масштабом 1/500 в 4 экземплярах.

Решением УФАС по Астраханской области 28.08.2012 по делу № 26-К-04-12 Мэр г. Астрахани признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части издания муниципального акта - постановления от 25.04.2011 № 3096-м «О лимитах водопотребления и водоотведения абонентам МУП г. Астрахани «Астрводоканал». Одновременно Мэру г. Астрахани выдано предписание об устранении допущенного нарушения путем обязания в срок не позднее 1 месяца внести изменения в указанное постановление.

Не согласившись с указанными ненормативными актами, Мэр г. Астрахани обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Отказывая в удовлетворении заявления Мэра г. Астрахани о признании недействительными решения и предписания УФАС России по Астраханской области от 28.08.2012 по делу № 26-К-04-12, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности вывода антимонопольного органа о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).


К числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, а также к числу абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде (пункт 1 Правил № 167).

В соответствии с Правилами № 167 «водопотребление» - это использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд; «водоотведение» -технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Согласно пункту 71 Правил № 167 правом установления лимитов водопотребления и водоотведения абонентам водно-канализационного хозяйства наделены органы местного самоуправления.

Мэр г.Астрахани в соответствии с частью 1 статьи 51 Устава г.Астрахани, утвержденного Решением Городского Совета г.Астрахани от 06.06.2004 № 52/а, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Постановлением Мэра г.Астрахани от 25.04.2011 № 3096-м «О лимитах водопотребления и водоотведения абонентам МУП г.Астрахани «Астрводоканал» утверждено Положение о порядке установления лимитов водопотребления и водоотведения абонентам, получающим питьевую воду из систем коммунального водоснабжения и отводящим сточные воды в системы канализации г.Астрахани Астраханской области (далее - Положение о лимитах).

Таким образом, Постановление № 3096-м принято Мэра г.Астрахани в пределах предоставленных законом полномочий.

Пунктом 3 Положения о лимитах установлен порядок определения лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) абонентам водно-канализационного хозяйства (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).

Согласно пункту 3.1. Положения о лимитах с целью установления технически обоснованного лимита водопотребления и водоотведения абонент обязан в 15-дневный срок с момента заявления о заключении договора или уведомления абонента о необходимости установить лимиты, разработать и представить в МУП г. Астрахани «Астрводоканал» следующую техническую документацию:

- водохозяйственный балансовый расчет предприятия, обосновывающий рациональное использование воды и сброс сточных вод (в дальнейшем - водохозяйственный балансовый расчет);

- архитектурную съемку для определения границ балансовой принадлежности масштабом 1/500 в 4 экземплярах;

- план мероприятий по сокращению нерационального использования воды и сброса сточных вод;

- план-график установки приборов учета (при их отсутствии).

Антимонопольный орган считает, что пунктом 3.1 Положения о лимитах на абонентов незаконно возложена обязанность предоставления дополнительных документов для определения лимитов водопользования и водоотведения, в частности о предоставлении архитектурной съемки для определения границ балансовой принадлежности масштабом 1/500 в 4 экземплярах, что препятствует осуществлению ими хозяйствующей деятельности и свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, Положение о лимитах разработано в соответствии с Правилами № 167 и Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов на территории Астраханской области, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 30.12.2010 № 621-П.

Согласно пункту 58 Правил № 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом:

фактических мощностей систем водоснабжения и канализации;

необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод;

соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами;

проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ;

баланса водопотребления и водоотведения абонента.

Порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды данными правилами не устанавливается.

Основой при установлении лимитов водопотребления в настоящее время служит Инструкция по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденная приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 № 65 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 2.12. Инструкции лимит отпуска воды на следующий календарный год устанавливается промышленному предприятию, как правило, одновременно с заключением или пролонгацией договора на отпуск воды и должен пересматриваться в сроки, определяемые планом организационно-технических мероприятий.

Лимит может быть пересмотрен ранее истечения календарного года, если у промышленного предприятия изменились условия водопользования (состав технологического оборудования, режим его работы, схема использования воды и т.п. ).

Для разработки лимита промышленное предприятие представляет предприятию водопроводно-канализационного хозяйства документы, указанные в пункте 2.4 Инструкции, а именно:

а) расчет водохозяйственного баланса;

б) структурную схему водоснабжения;

в) план организационно-технических мероприятий по рационализации

использования воды.

Порядок разработки и методические рекомендации по составлению указанных документов промышленными предприятиями приведены в Инструкции (приложение 1).

Данный нормативный правовой акт в установленном законом порядке не отменен, не признан утратившим силу, а потому подлежит применению на всей территории Российской Федерации.

Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из смысла указанной нормы права, аналогия закона может применяться лишь тогда, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон.

Доводы апелляционной жалобы о том, что положения Инструкции не применимы к правоотношениям, возникающим по поводу водопотребления и водоотведения с хозяйствующими субъектами, не являющимися промышленными предприятиями, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неправильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о невозможности исполнения требования, предусмотренного пунктом 3.1 Положения о лимитах, в связи с тем, что действующее законодательство не содержит определения архитектурной съемки, сами по себе не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В данном случае антимонопольным органом вменяется нарушение Мэру г. Астрахани пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившееся в возложении на абонентов с целью технически обоснованного лимита водопотребления и водоотведения в постановлении от 25.04.2011 № 3096-м «О лимитах водопотребления и водоотведения абонентам МУП г. Астрахани «Астрводоканал» на 2011, 2012 годы» обязанности по представлению в МУП г. Астрахани «Астрводоканал», архитектурной съёмки для определения границ балансовой принадлежности масштабом 1/500 в 4 экземплярах.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, является в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ признаком ограничения конкуренции.

Требуемую пунктом 3.1 Положения о лимитах архитектурную съемку масштабом 1:500 выдает Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани, действуя в рамках Административного регламента администрации г.Астрахани по предоставлению муниципальной услуги «Организация приема граждан и юридических лиц, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений, принятие по ним решения и направление ответов заявителям в Управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани», утвержденного постановлением администрации г.Астрахани от 21.12.2011 № 11963 (далее - Регламент).

Абонент для установления лимитов обязан прежде всего обратиться в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани, получить муниципальную услугу, и лишь затем направить полученные документы в МУП г.Астрахани «Астрводоканал» для установления лимитов водопользования и водоотведения.

Топографическая съемка представляет собой планшеты, отображающие наземные и подземные сооружения, в том числе линейные объекты, инженерные сети, линии связи и т.д.

Согласно пояснениям представителя Управления данным в судебном заседании в суде первой инстанции орган местного самоуправления не располагает планшетами съемки для всей территории города Астрахани.

В соответствии с письмом Управления по строительству, архитекторе градостроительству администрации г.Астрахани от 03.04.2012 № 3084 данное Управление ведет дежурную карту города в масштабе 1:500 на основании исполнительной съёмки построенных объектов и корректировки топосъемки, которую могут выполнять специализированные организации, имеющие допуски на указанные виды работ, то есть Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани данные виды работ не выполняет.

Абонент, которому будет отказано в предоставлении копии архитектурной съемки масштабом 1:500, в таком случае, может либо обратиться к организации, которая имеет допуск к выполнению исполнительной съемки построенных объектов и корректировки топосъемки, либо представить в МУП г.Астрахани «Астрводоканал» заявление на определение лимитов водопользования о водоотведения без приложенной архитектурной съемки масштабом 1:500.

В этом случае, в соответствии с пунктом 3.6 Положения о лимитах, лимит таким абонентам будет установлен на уровне 80-90% от общего объема фактически забранной или сброшенной воды за предшествующий учетный период.

При этом плата за сверхлимитное потребление воды, согласно пунктам 5.2-5.3 Положения о лимитах, взимается с абонентов в пятикратной размере, а за сверхлимитное водоотведение - в трехкратном размере. Установление заниженных лимитов водопотребления и водоотведения влечет за собой взимание повышенной платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение.

Таким образом, исходя из изложенного, следует, что Положение о лимитах возлагает на абонентов обязанность по предоставлению дополнительных документов, а именно - архитектурную съемку для определения границ балансовой принадлежности масштабом 1/500 в 4 экземплярах, для определения лимитов водопользования и водоотведения, не предусмотренную действующим законодательством, тем самым создаёт необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что прямо запрещено частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности антимонопольным органом нарушения заявителем части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы о допущении антимонопольным органом процессуальных нарушений при рассмотрении антимонопольного дела, выразившиеся в том, что Приказом УФАС по Астраханской области от 04.05.2012 № 159-п создана комиссия, председателем которой указан руководитель Управления Меркулов Н.С., однако 15.08.2012 рассмотрение дела осуществлялось заместителем руководителя Потылицыным П.Л. С приказом об изменении состава комиссии лица участвующие в деле не ознакомлены, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и подробная правовая оценка.

Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции относительно указанных доводов заявителя.

Суд первой инстанции правомерно отказал Мэру г. Астрахани в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения и предписания УФАС России по Астраханской области от 28.08.2012 по делу № 26-К-04-12.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана правовая оценка, по существу они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции



ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 февраля 2013 года по делу № А06-7632/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэра города Астрахани – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.



Председательствующий судья

Т.С. Борисова
Tags: Столяров и суд.
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments